суббота, 22 июня 2013 г.

Как доказать, что не нарушал


Наверняка в практике любого водителя бывали ситуации, когда их останавливал инспектор ГИБДД и начинал вменять проезд на красный свет, непропущенного пешехода или непристегнутый ремень, в общем, совершение какого-либо нарушения ПДД. Водитель мог при этом ничего не нарушать, но инспектор не принимает во внимание никаких объяснений, не смотрит запись с регистратора, не слушает свидетелей и собирается выписывать штраф.
Возможно, страж порядка просто ошибся и считает водителя виновным без злого умысла (все мы люди, все мы ошибаемся), но, скорее всего, у него просто горит план по выявленным правонарушениям и ему до конца смены позарез надо кого-то оштрафовать. Водитель может смириться с участью козла отпущения, а может оспорить действия инспектора и защищать свои права. Как это сделать – мы расскажем в этом материале.
Для начала нужно определиться с названиями и типами документов, потому что инспектор в ситуации, описанной выше, может составить их два. Если водитель согласен с вменяемым ему деянием и не оспаривает его – постановление по делу об административном правонарушении, если не согласен – протокол об административном правонарушении. Постановление это документ, который прямо предписывает оплату штрафа, если вы считаете, что ничего не совершали, ни в коем случае подписывать его нельзя, а нужно требовать составления протокола.

Постановление инспектор ГИБДД может выписать только если водитель согласен со штрафом.
Протокол не налагает штраф, а как бы фиксирует произошедшее и передает дело в другие инстанции. В протоколе свою точку зрения излагает инспектор, но такая возможность есть и у водителя. В графе «Объяснение» нужно написать три фразы: «С протоколом не согласен. ПДД не нарушал. Требуется помощь адвоката». Кроме того, туда же можно вписать ФИО свидетелей, если инспектор не захотел сделать это сам. Напомним, что пассажиры автомобиля тоже являются полноценными свидетелями.
Кстати, еще на этапе общения с инспектором крайне полезным будет собрать информацию о самом работнике ГИБДД. Как минимум – узнать его ФИО, звание, переписать данные удостоверения, записать бортовой номер служебной машины. Это не обязательно, но потом может пригодится, если водитель намеревается не только оспорить штраф, но и привлечь инспектора к ответственности.

Лучше сразу собрать данные о недобросовестном сотруднике ГИБДД чтобы написать на него жалобу.
Если составлен протокол, то дело дальше будут рассматривать либо так называемые группы разбора в ГИБДД, либо суд (в зависимости от инкриминируемого нарушения). По умолчанию место рассмотрения выбирается в районе совершения правонарушения, но если водителя такой вариант не устраивает, он может поставить подпись в графе «Протокол прошу направить для рассмотрения по месту жительства владельца транспортного средства».

Доказательства

Наличие видеорегистратора и звукозаписывающей аппаратуры существенно снижают роль того, что именно вас инспектор выберет в качестве козла отпущения. Видеоматериалы это стопроцентное доказательство невиновности.
Потом будет разбор или суд, на которых нужно доказать свою невиновность. Тут очень кстати будут показания свидетелей, запись видеорегистратора, фотографии с места «нарушения».
Ситуации бывают разные, и дать типовые рекомендации довольно сложно, но, в любом случае, водитель может прибегать к помощи адвоката или подкованных в законодательстве коллег. Кроме того, перед разбором у водителя всегда есть возможность найти в интернете примеры аналогичных ситуаций и продумать свою линию защиты.

Решение группы разбора всегда можно оспорить в суде.
Вполне возможно, что первая инстанция поддержит инспектора и выпишет штраф, но это тоже можно оспорить. Водитель в десятидневный срок (не позже!) должен направить жалобу вышестоящим по отношению к лицам, вынесшим постановление, инстанциям (например, ГИБДД области если решение вынесло ГИБДД района) или в районный (или областной, если районный и был первой инстанцией) суд по месту рассмотрения дела. Практика юристов показывает, что эффективней сразу направляться в суд – в этом случае вероятность решения дела в пользу водителя выше.
Жалоба подается в письменном виде лично или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Составляется она в свободной форме, но должна содержать несколько положений:

Важно

Если вы отправляете жалобу в суд по почте, то учтите, что срок пересылки не входит в те 10 дней, которые закон дает на составление жалобы. Подтверждением того, что вы отправили материалы вовремя, будет являться почтовый штемпель и квитанция. Их нужно на всякий случай хранить пока вопрос не будет урегулирован.
  • полное наименование, адрес и почтовые реквизиты судебного органа;
  • ФИО (полностью) заявителя, место его жительства (по паспорту), почтовый адрес и телефоны;
  • всю известную вам информацию о сотрудниках ГИБДД;
  • краткое и лаконичное описание ситуации;
  • суть жалобы;
  • перечень документов или ходатайство об их истребовании, если на то есть основания;
  • данные свидетелей и их отношение к делу;
  • подпись и дату составления жалобы.
При описании ситуации и сути жалобы крайне рекомендуется подкреплять свои доводы ссылками на статьи из ПДД и других законодательных актов. Если дело шито белыми нитками, то суд может сразу стать на сторону водителя, но, если этого не произошло, можно обжаловать и дальше.
Если водитель не только желает «избавиться» от штрафа, но и привлечь к ответственности  недобросовестного инспектора, то на него можно написать жалобу. Ее, изложенную в свободной форме, но с четким упоминанием, какие инструкции и предписания инспектор нарушил, нужно направлять начальнику подразделения или в прокуратуру (правда, она опять-таки, скорее всего, перешлет ее в ГАИ). Многие считают, что это бесполезно, в ГИБДД круговая порука и все друг друга покрывают. Но все не так просто. За единичный случай, инспектору, возможно, ничего и не будет, но если жалобы на одного и того же сотрудника пойдут валом, его, вероятнее всего, по-тихому уволят – постоянные скандалы никому не нужны. Так что жалоба, на которую водитель потратит совсем немного времени, может сыграть полезную службу.

Жаловаться на сотрудника ДПС нужно его начальству.
В общем, как показывает практика, обжаловать неправомерные действия инспекторов можно и нужно. Они и беспредельничают потому, что большинство водителей не знает своих прав и порядок их защиты. С юридически подкованными гаишники предпочитают не связываться – себе дороже.
Друзья, а в вашей практике были ситуации, когда вам приходилось защищать себя от несправедливого обвинения в нарушении ПДД? Чем все тогда закончилось? Расскажите об этом в комментариях к материалу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий