суббота, 22 июня 2013 г.

130 км/ч на автомагистралях: за и против


Еще в апреле казалось, что увеличение разрешенной скорости на автомагистралях до 130 км/ч – дело решенное. Госкомпания «Автодор», которая владеет почти всеми платными дорогами в стране, продавила этот законопроект в Думе. Говорилось, что он начнет действовать чуть ли не с 1 мая. Но прошел май, заканчивается июнь, а знаки 130 км/ч на магистралях никто не ставит.
Более того, на минувшей неделе сразу несколько экспертов раскритиковали этот законопроект, назвав его бессмысленным. Редакция Авто25 решила разобраться почему это происходит, и что закон может принести водителям.
Закон об увеличении лимита скорости возник не случайно. «Автодору» нужно увеличить популярность своих платных дорог, ведь сегодня почти все из них имеют бесплатные аналоги, которые часть водителей и выбирает. Привлечь этих шоферов в компании решили таким вот методом, предоставив возможность преодолеть платный участок быстрее, чем раньше. Водителям, естественно, идея нравится. В чем же проблема?

Планы

Самые громкие проекты строительства платных магистралей в России:
– автотрасса Москва – Санкт-Петербург. (650 км, расчетная скорость – 180 км/ч, от 6 до 10 полос;
– Центральная кольцевая дорога в Московской области. (520 км, от 4 до 6 полос, скорость до 120 км/ч);
– Автотрасса М-4 Дон (два отрезка: обход Воронежа и участок  в Ростовской области, 4 полосы)
Экспертный совет комитета Государственной Думы по транспорту, проведя собственный анализ, заявил, что инициатива приведет к всплеску ДТП, не принеся при этом никакого положительного эффекта. Один из экспертов, президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов, заметил, что в 95% всех ДТП виноват именно водитель, а самым популярным нарушением, приведшим к авариям, становится именно превышение скорости. С такими исходными данными вводить повышение чревато. На стороне комиссии Думы выступила и статистика США, где после увеличения скорости на трассах с 90 до 110 км/ч количество аварий действительно выросло.
Вроде бы все логично, но есть в таких рассуждениях определенный изъян. Понятно, что повышение скорости увеличивает риск ДТП, ведь в случае чего и тормозной путь будет выше, и с машиной управиться сложнее. Вот только ни у кого нет данных об авариях именно на скоростных магистралях. Ведь все приведенные чиновниками цифры - это общая статистика. Одно дело, когда водитель на 20 км/ч быстрее едет в городе, другое – на дороге, специально предназначенной для высоких скоростей.

130 км/ч позволит по максималке догнать, но не перегнать Европу
Если количество аварий от потенциального повышения увеличится, то на сотые, а то и тысячные процента. Стоит ли этого отказ от увеличения разрешенной скорости?

Как у них

Ограничения в Европе, км/ч:
Польша – 140, Австрия, Дания, Италия, Голландия, Словакия, Франция, Хорватия, Чехия – 130, Бельгия, Португалия, Швейцария, Испания, Турция – 120, Великобритания – 112.
Эксперты посчитали, что да, потому что никакой выгоды экономике увеличение скоростного режима не принесет. Пропускная способность дороги почти не увеличится, пробки не уменьшаться, очень слабо сократиться время в пути. Возьмем, скажем, платную  магистраль на трассе М-4 Дон в Липецкой области. Ее протяженность 55 километров. С нынешним ограничением в 110 км/ч участок можно преодолеть за 30 минут, если поднять планку до 130 км/ч – за 25 минут. Очевидно, что 5 минут выгоды особой роли ни для кого не сыграют. Да и далеко не все могут и хотят ездить на такой скорости.
Однако мало кто задумывается о таком понятии как психологический комфорт водителя. Про него нет ни слова ни в учебниках, ни в экономических расчетах, а ведь, по-хорошему, на его повышение и должны быть направлены все реформы. Когда человек едет по автомагистрали с отличным качеством дорожного покрытия, разметкой, ограждениями, двухуровневыми развязками, держать 90, да и 110 км/ч психологически тяжело. Современные автомобили позволяют без ущерба комфорту ехать гораздо быстрее. Водителю приходится осаживать себя, тормозить перед постами фиксации скорости (а такие есть на любой магистрали). Если разрешить 130 км/ч, то большинство водителей просто выйдут на крейсерскую скорость, включат круиз-контроль (если он есть, конечно) и проедут участок без лишнего напряжения, которое на самом деле куда более опасно, чем чистая скорость. Все существующие автомагистрали как минимум четырехполосные, поэтому с обгонами грузовиков и тихоходов проблем быть не должно.

Пункт оплаты на магистрали
Собственно, так и происходит в Европе. Там скорость 130 км/ч на магистралях стала привычным делом (не говоря уже о «безлимитных» немецких автобанах), причем сослаться на лучшее качество «их» дорог это уже не получится – на платных магистралях полотно и в России весьма пристойного уровня, а о повышении скоростного режима на обычных разбитых трассах речи никто не ведет.

Справка

Все автомагистрали России на сегодняшний день:
– 0-157 км (трасса М-2);
– 0-108 и 417-464 км (трасса М-4);
– 24 км от Мисяшской развязки до п. Витаминный трассы М-5;
– 0-98 км трассы М-9;
– Международное шоссе (Москва);
– КАД (полностью);
– 29 км от Кемерова до с. Шевели (Р384);
– 7 км (обход с. Лобаново) (Р242 Пермь – Екатеринбург)
Так что «проблема 130», как ее уже успели окрестить, со стороны экспертов выглядит надуманной. Риск увеличения количества ДТП, конечно, присутствует, но он минимален. Большую выгоду экономика страны тоже не получит (пропускная способность возрастет несильно), зато рядовым водителям, над которыми рамки скорости немного раздвинутся, ездить будет немного приятнее. Тонкими во всем законе являются только два момента, которые действительно нужно продумать.
Во-первых, новички и молодые водители. Сегодня для них нет никаких ограничений по скорости даже в первый год владения правами. То есть, если закон примут, они смогут ехать с той же скоростью 130 км/ч. Вот это кажется действительно опасным. У молодых водителей нет еще опыта, умения быстро оценивать дорожную ситуацию и навыков торможения. Для такой категории шоферов можно было бы предусмотреть ограничение, хотя бы на уровне 90 км/ч. Кстати, подобная практика активно используются в Европе, и все к ней относятся с пониманием. Вот только как тогда построить систему контроля? Камеры видеофиксации работают для всех одинаково…

 В Германии существует целая сеть «безлимитных» автобанов - скорость там вообще не ограничена
Во-вторых, количество бесплатных магистралей. Их в стране очень мало (см. справку) и большинство сосредоточены около Москвы. Водители из иных регионов могут и не получить возможность хоть раз проехаться с новым ограничением. Планы по увеличению количества магистралей довольно большие, но все они будут платными. Это касается как новых дорог, так и реконструируемых участков старых трасс. Уже сегодня, чтобы проехать по трассе М-4 Дон до Москвы с юга, нужно заплатить дважды, а в планах строительство еще двух протяженных платных участков. Это может сделать поездки на автомобиле непомерно дорогими. И разрешенной скоростью 130 км/ч ситуацию переломить не получится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий